2019. Север. Осень. Глава 1.

5 лет назад появилась Jerkmania Team. Появилась как сообщество визионеров. Заинтересованных в развитии и распространении новых способов ловли трофейной щуки и принципа catch&release. Статьи, форум, магазин, фестивали, экспедиции, разработка приманок под наши условия от Севера до лиманов и Средней Волги… Несколько лет нам хотелось нести в массы идею – in pike we trust, только щука (и её размеры) рассудит спорщиков с различных форумов – какие снасти и приманки правильные, а какие нет. Ищите, ловите, поможем с местами, снастями, поделимся опытом и идеями по стратегии и тактике, а кого то – так просто на место отвезем…

…а потом это как то перестало быть важным. Формировался костяк Команды, «отпуская» тех, кто не мог пройти через испытания амбициями и «медными трубами» или же просто увлекался другими видами рыбалки. И те самые новые способы ловли стали обыденностью – макросиликон, стримеры, спиннербейты и т.п. появились даже  в коробках у спортсменов, а бывшие «пуристы» от джеркбейта теперь продают копии известных силиконовых приманок на своих ресурсах. И мы… подустали что ли. Захотелось просто самим ловить и радоваться, экспериментировать и удивляться.

В чем была идея этой поездки? Все эти 5 лет небольшие группы наших товарищей посещали Ямал в августе-сентябре. И ловили просто отлично – сильные, отъевшиеся за короткое северное лето щуки радовали своими габаритами и количеством. Но никто не рисковал поехать в самом конце сезона. Билеты покупаются и отпуска планируются за несколько месяцев, можно запросто «пролететь», сидя на берегу и наблюдая ледостав (хорошо, если не за десятки километров от цивилизации), а можно столкнуться с необычным поведением северной щуки, критично зависимой от уровня воды в реках и движения кормовой рыбы. Плюс – бытовой дискомфорт, впечатляющие следы мишек и прочие прелести рыбалки в диких краях.

Поэтому и решили ехать с Виталей вдвоем. Плюс – наш старый товарищ хант Андрей. В разведку дивизиями не ходят. Даже если и «пролетим» — вместе посмеемся. Но будем точно знать – «как это оно».

Для меня маршрут «через Салехард» был непривычным, и сами условия ловли, на которые меня настраивал опытный Виталик, ломали 5летние «летние стереотипы»: глубина, течение, макро макро макро. С трудом заставил себя выложить из коробок все свои extrafloating хиты, озадачился поисками утепленных забродников и неопреновых перчаток для походов по перекатам. Багаж сократил до «прожиточного» минимума – хотя у меня в запасе было +1 место как у gold-Клиента «Аэрофлота», но – теплые вещи, снасти, приманки, продукты и т.п. – каждая вещь прошла строжайший отбор. Это при том, что тубус, подсачек, вещи Витали и даже водка – уже ждали нас на месте, оставленные им во время предыдущего заезда.

Утром 26 сентября я приехал в аэропорт. И на регистрации обнаружил, что купил билеты на загранпаспорт, а с собой взял российский. Но, как прокомментировала ситуацию одна моя подруга: «Главное в жизни — правильно жениться», жена любимая успела привезти нужные документы. Багаж был сдан, я вылетел в Москву.

Там, в Шереметьево, ко мне присоединился Виталик, успели выпить по бокальчику пива за успех поездки, записать видео для его блога и – в Салехард.

Поспать, почитать и послушать музыку в самолете в этот раз не удалось – разговоров, пророчеств, ржача и опасений хватило на все 2.5 часа. Финальные минуты полета любовались снегом и льдом на хребтах Полярного Урала, скрещивая пальцы, чтобы эти льды не встали на Оби и малых реках еще неделю.

Дальнейшая часть маршрута в моем случае была в новинку. Салехард меня, прожившего два года в ХМАО, не удивил. Сочетание блеска нефтегазовых денег и инфраструктурный дефицит, сайдинг поверх стареньких домиков, высоченные цены на продукты в магазинах и общее ощущение 1994 года за окном авто. У Витали все схемы были отработаны, нас встретил его знакомый таксист, отвез в гостиницу, потом свозил на рынок, где мы докупили продуктов для будущей ухи и прочих деликатесов, а еще – невероятно вкусную рыбу местных кровей. Которая, под картошечку и темное пиво, и стала нашим ужином. В то, что есть рыбу перед рыбалкой – плохая примета – решили не верить.

Утро встретило нас ветром, дождичком со снегом. Пока Виталий писал очередное видео, прогулялся по речному вокзалу. Уровень, конечно, не сравнимый со знакомыми портами в Березово и Приобье, сразу видно – где столица. Хотя бы и местная. Ну, и метеор – новый, красивый, модный, кино показывают, понравился очень. Советское кино не люблю, но вынуждено приобщился к классике. Убедился в своей преданности европейскому и американскому кинематографу. Ели орехи, пили чай, разговаривали с местными рыбаками об уровне воды, изменениях в законодательстве, гладили собаку, печально смотрели на огромные обские волны, накатывающие на нос метеора.

Но – вот и наша станция. Уровень воды шокировал. Ниже июньского метра на полтора-два. Там, где в июне местные мальчишки ловят окуней на свои смешные снасти, теперь красовался LandCruiser Андрея. Холодрыга и ветрище. Последние звонки домой, ибо потом уверенности в наличии связи не было, и – в лодку.

По пути Андрей делился плохими новостями: щука меняет зубы, лежит на дне и не клюет. Точнее, у местных «клюет на сети», у заезжих – не клюет. Мы как то особо не поверили в беззубых щук, хотя Андрей уверял, что тут это норма – смена щукой зубов после августо-сентябрьского жора. Сама поездка по холодным волнам прошла проще, чем рассчитывали – и дождик не сильно лил, и волны к вечеру стали потише. И буквально через пару-тройку часов мы оказались у первой цели своего путешествия – охотничьего домика брата Андрея, где нам предстояло провести несколько дней, пока Андрей не соберется с духом и оснащением, чтобы отправиться с нами в небольшое турне по малым речкам в поисках локальных стоянок крокодилов. Домик, надо сказать, шикарный. Первый раз на Севере жил в таких luxury условиях – кровать, печка, плита, баня! И, конечно, красота, простота и безмятежность северной природы.

До темноты оставалось примерно полчаса. И мы твердо решили, что нам нужна рыба на приветственный ужин – очень хотелось ухи. А Андрей обещал порадовать нас щучьими потрошками (кто один раз попробовал этот деликатес – навсегда в фан-клубе). Рыбы получилось даже две, и мы решили, что обеспечены провиантом до конца поездки.

Спонсор нашего ужина – колебло Salmon Profy в большом размере, которое томилось в моих коробках несколько лет, т.к., обладая нехилой тонучестью, собирало траву и на уральских озерах, и на Волге. А вот тут, на мощной течке горной реки, оказалось как раз. Ужин удался.

…я просыпаюсь рано, у Витали свой график. Поэтому к моменту, когда он созрел выйти на воду, я уже на 33 круга перебрал все коробки, переоснастил весь силикон, и переиграл 100 вариантов размещения вещей в лодке. Если бы я знал, где находится ближайшая точка, еще бы и отловился…

Но вот все рыболовы в лодке, и – в путь. Виталя лавировал между мелями, я эпизодически помогал ему, работая эхолотом – простукивал глубины длинным шестом. Начать решили «лайтово» — добраться до места переправы оленей, которую на местном слэнге называют «поймой». По словам Витали, в предыдущую поездку этот район работал «на ура».

Но – толи сезон, толи припаркованный катер местных рыболовов сделали свое дело. Щука не спешила атаковать наши 140-170 грамм силикона. И у меня было время, чтобы подстроиться к местным условиям – глубины от 1 до 3 метров и дикое течение. Почти вся рыбалка – проводка против течения или на боковой снос с бровки на течение. Никакого апстрима не получилось, наши мультипликаторы не наделены такими скоростями. Да и щука – не лосось.
После 3 или 4 смены силикона и пары точек, решил вернуться ко вчерашней приманке вечера – Salmon Profy. И начал ловить ею так, как мы ловили судака и жереха кастмастером на волжских бровках – заброс, топим приманку до дна, а потом – классика джига – три оборота и пауза.

Одна за другой северные щучки начали прибывать в лодку на фото-сессию и – обратно в реку. Кстати, фотографировали в этот раз мало. Виталя снимал видео (и меня вовлекал в этот процесс), да и просто – было мокро, холодно и все время ожидалась «она». И мотивации на фото 3ок-5ок-7ок как то не было. Поэтому же очень мало пользовались подсачеком (который к тому же дико парусил на течении из за массивной сетки). Старались освобождать всю рыбу, практически не доставая из воды, с помощью длинногубцев и, максимум, липгрипа.

Половив какое то время еще в этом районе и поняв, что 10+ табунами там не ходят, решили попробовать поискать новые ямы на этой речке. Благо Андрей заверил нас предыдущим вечером, что выше по течению они еще были. Дальше – снова «отрисовка рельефа» — Виталий на моторе, я с шестом. Найдя похожую на правду точку, встаем. Точка достаточно понятная – ярко выраженное русло с глубиной около 3 метров, а рядом – полив с метровой глубиной, выходящий на песчаную косу. То, что мы угадали, подтвердили местные рыболовы, прибывшие через час-полтора. И пребывавшие в шоке от того, что их проверенное веками легкое колебло очевидно проигрывало нашей тяжелой артиллерии.

А артиллерию пришлось сильно утяжелить, испытывая верхние пределы мощи наших Weksell и Lizard X, потому что течение было просто невероятным. Колебло и силикон без огрузки просто не тонули. Я в итоге остановился на варианте Eastfield Wingman XL с 30граммами свинца в носовой петле. У Виталия хорошо отработали Giant Pig и Big McRubber с аналогичной огрузкой. Правда, напарник мой подготовился лучше, взял с собой груза на пружине, и мог играть с вариантами огрузки по корпусу приманки. В итоге подобрав и цвет, и огрузку просто идеально. На каждую мою рыбу он ловил по 3-4. Т.к. 5 лет назад у нас был один курьез в этом районе, мы назвали точку «У оленевода». И очень сильно в нее поверили, поймав на ней несколько серьезных рыб и поимев несколько сходов.

Т.к. речка, с ее мелями и перекатами, казалась нам довольно коварной, решили не рисковать и засветло пойти в сторону своего домика. Дорога оказалась довольно быстрой и простой, и мы решили проверить речку прямо напротив своего временного жилища. А потом был шок.

Первые забросы силикона и колебла не принесли ничего. Движимый исключительно духом эксперимента, а никакой не логикой и не мастерством, начинаю ставить джерки. И – пошла жара.

Слегка подгруженные «Окунь» и «Машинка» от «Тавриды» и «Джонни Вобблер», старенький быстротонущий «Палыч» «Ренегат» и его же «Годзилла Брим» ловили на каждой проводке. Развлечения ради разловил «МегаИнстигатор», в очередной раз не поняв, зачем эта физкультура.  Виталя опять удивил новой приколюхой от Svartzonker – огрузкой, одевающейся на переднюю петлю приманки – намного практичнее клеящихся грузов при таком клеве.

Размер рыб был, конечно, не фантастическим, но вываживать даже рыбу 5-7 кг на таком течении было крайне интересно, интригующе и физически тяжело. Усталые, но довольные вернулись домой.

Вечером, под ушицу, жареху и водочку (не без того) родился план – с утра ловим в количестве у домика на джеркбейты, ближе к вечеру идем «к оленеводу» за трофеями. На том успокоились и пошли восстанавливать силы.

… бытовой момент. Вместо дров Андрей привез нам в избушку мешок «паллетсов» — что то вроде брикетов для топки, но очень нано-размера. Разжигается супер, очень быстро дает тепло, если вовремя все закрыть, до утра в домике прям жара. Нюанс – растопить баню нам этими штуками так и не удалось, пришлось таки рубить дрова.

… утро началось с поздравления Витали с Днем рождения. Вспомнили, как отмечали его во времена нашего знакомства на Джеркфестах в Васильсурске. Разработали мега-план – как попасть на связь вечером, чтобы принять поздравления родных и друзей. Но – рыба не ждет и праздников не отмечает.

Выйдя на воду, начали действовать по плану. Щука ловилась. В каких то очень серьезных количествах. Правда самая большая – 8+. Все это способствовало съемкам огромного количества видео Виталиком, но довольно быстро надоело.

Пошли за трофеем.
А дальше было много адреналина и расстройств.

Толи усталость от утренней рыбалки, толи общая неготовность к таким условиям привели к тому, что мы слили два трофея. И один из них явно за 10. Просто не смогли завести в подсачек на течении. Один раз щука повисла на внешней стороны сетки Frabill, выпрямившейся по течению, а второй – тяжелая сетка сняла голову подсака BFT с основания и поплыла по течению. В итоге – я делаю заброс силиконом, ловлю сетку и – это было самое тяжелое вываживание за всю поездку. А Виталик грустно смотрит вслед уплывающей щуке…

Но – крупная рыба есть и это – хорошая новость. С такими мыслями мы и отправились на берег. На вечер были запланированы баня, праздничный ужин и трюк с доступом к сотовой связи. Что нужно для последнего? Забраться на самую высокую гору, притащив туда здоровенную лестницу и прислонив её к самому прочному и высокому дереву. В целом все выглядит easy, но нужно знать габариты Виталь Витальича… Так мы и провели нехилую часть вечера – дерево трещало, связь не ловилась, я вспоминал мультик про Пятачка и Винни-Пуха на дереве, оглядываясь на каждый шорох в темном лесу и сожалея, что, в отличии от мультПятачка, лишен ружья.

Но баня и ужин скрасили все, подарив нам надежду на то, что «завтра наворочаем».

Продолжение следует.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.