Мультипликаторная катушка QUANTUM EX301SPT
Рыбаки, приверженцы комфортной и гармоничной снасти всегда в поиске таких дивайсов, которые не смотря на свои передовые решения особенно по значительному снижению веса не потеряли бы все основные рабочие характеристики от основных конкурентов из своего сегмента. Силовая катушка китайского производства американской фирмы QUANTUM модельного ряда Exo PT запущенного в серийное производство в 2102 году сразу поразила ICAST аудиторию и получила главный приз за лучшую новацию. Катушка очень элегантная, интересная по конструкции. Помимо дюралевого сплава в корпусе катушки присутствуют детали из пластика для облегчения веса катушки в целом. Вес её всего то 217 гр, а с намотанным на шпулю японским шнуром – 242 грамма… невероятно просто!)
Передаточное число этой модели катушки 6,6:1. Есть модели с передаткой 5,3 и 7.3. Заявленное усилие фрикционного тормоза 20 lb (9,0 кг). После тестов реальное усилие фрикционного тормоза 17,16 lb (7,8 кг). Что тоже весьма не плохо для данной модели. Лесоемкость шпули около 130 м плетенки 0.41 от японского производителя.
Передаточное число этой модели катушки 6,6:1. Есть модели с передаткой 5,3 и 7.3. Заявленное усилие фрикционного тормоза 20 lb (9,0 кг). После тестов реальное усилие фрикционного тормоза 17,16 lb (7,8 кг). Что тоже весьма не плохо для данной модели. Лесоемкость шпули около 130 м плетенки 0.41 от японского производителя.
В комплекте что приятно есть силовая ручка....Теперь заглянем во внутрености...
Система подтормаживания шпули центробежная и состоит из восьми грузиков. Все восемь грузиков включены постоянно. Усилие подтормаживания регулируется кольцом расположенном на торце шпули.
Ось шпули опирается на три подшипника. Короткий край оси со стороны центробежных грузиков опирается на подшипник типоразмера 3х10х4 установленный в гнезде правой крышке.
Центральная часть оси опирается на подшипник типоразмера 5х11х4 уставленный в гнездо на раме катушки.
Длинный конец оси опирается на подшипник типоразмера 3х8х4 установленный в гнезде под гайкой осевого тормоза.
Обычно в катушках ось шпули опирается на два подшипника. Опора же оси на три подшипника как в данной модели катушки позволяет значительно уменьшить нагрузку на осевые подшипники и соответственно забрасывать и проводить приманки больших весов.
Рассмотрим более подробно механизм катушки: Обгонная муфта (правильно эта деталь именуется стопор обратного хода) F-223251 типоразмера 10х14х8 немецкой фирмы INA запрессована в гнездо на левой боковой крышке.
Муфты этой модели зарекомендовали себя как самые надёжные из всех типов муфт используемых в рыболовных катушках и устанавливаются на мультипликаторные катушки ABU GARCIA серий С3, С4, JB, JERK и некоторых других серий.
Главная передача (ГП) состоит из двух бронзовых шестерней. Большая шестерня имеет диаметр 42 мм, толщина её 4,5 мм. Для примера большая шестерня ГП катушки REVO TORO имеет диаметр 41 мм и толщину 4 мм. Малая шестерня ГП имеет диаметр 7,8 мм. Зубья на обеих шестернях очень крупные. Лично мне таких крупных зубьев на шестернях ГП катушек других производителей видеть не доводилось.
Фрикционный тормоз состоит их следующих основных деталей. Слева направо.
Это зубчатое колесико, текстолитовая шайба, большая шестерня ГП, две металлических шайбы в виде кольца, две металлических шайбы в виде диска, две карбоновых шайбы в виде кольца и одна карбоновая шайба в виде диска. Про две пружинные ( ) шайбы упомяну их вскользь, т.к. эти детали на любых катушках в основном одинаковы и могут слегка отличаться размерами.
На зубчатое колёсико установлено аж два храповика. Зачем это сделано я так и не мог понять.
Эти храповики одновременно не работают. Стопорят они зубчатое колёсико поочередно. В общем то решение конструкторов QUANTUM на мой взгляд более чем странное.
Следующая деталь это вал ручки. Опирается на подшипник типоразмера 8х14х4 установленный в гнездо сверху обгонной муфты. Нижней частью вал опирается на подшипник типоразмера 5х9х4 установленный в гнездо в корпусе катушки.
Отмечу оригинальную конструкцию узла разобщителя шпули. Клавиша крепится с внутренней стороны Г-образной стальной скобы двумя винтами. В данной конструкции исключено залипание клавиши в случае загрязнения или попадания воды, т.к. клавиша не соприкасается с боковыми стенками корпуса катушки. Кстати этой болезни очень подвержены катушки AG серии REVO.
Конструкция отключаемого узла лескоукладывателя стандартная и практически ничем не отличается от конструкций узлов лескоукладывателей в катушках других производителей. Червячный вал со стороны пластиковой шестерни опирается на втулку из пластика, с другой стороны на подшипник типоразмера 3х7х3. Акцентирую внимание на одной маленькой деталюшке. Эта собачка бегающая попазам червячного вала. В подавляющем большинстве катушек эта деталь используется металлическая изготовленная из более мягкой стали чем червячный вал. В процессе эксплуатации естественно изнашивается собачка стоимостью примерно около $4, а не червячный вал стоимостью около $20. В данной катушке используется собачка изготовленная из циркониевой керамики. Т.е.будет изнашиваться не собачка, а червячный вал. И ещё один большой минус керамики. Несмотря на свою твёрдость керамика материал очень хрупкий. Поэтому при попадании в канавки червячного вала песчинок или иного твёрдого мусора поломка собачки неизбежна. Опыт ремонта тюнингованных подобным образом катушек у меня уже есть.
И в заключении остановлюсь на ещё одном ляпе конструкторской мысли. Крышка механизма состоит из двух частей. В начале статьи я упоминал что в конструкции корпуса катушки помимо дюраля также используется пластик. Нижняя часть крышки изготовлена из пластика чёрного цвета, верхняя часть изготовлена из дюралюминиевого сплава. Если сложить вместе эти детали, то практически по всему периметру стыка пластика и дюраля на просвет видны хотя и небольшие но все ж зазоры. Это не есть хорошо. В процессе рыбалки возможно попадание воды в механизм катушки.
Впрочем данная проблема решается просто. Загерметизировать зазоры можно используя нейтральный силиконовый герметик.
Чуть не забыл упомянуть об одной вроде бы мелочи, но очень приятной мелочи. Речь идёт о прекрасно работающих трещётках на звёздочке фрикционного тормоза и гайке осевого тормоза.
И в заключении! Несмотря на два вышеуказанных недостатка в общем и целом катушка произвела на меня очень хорошее впечатление. При довольно небольших размерах и сравнительно маленьком весе механизм катушки обладает достаточно большим запасом прочности сопоставимым с прочностью механизмов катушек REVO TORO, REVO NaCl и OKUMA KOMODO 364. Розничная цена катушки в интернет-магазинах США $299,95.
С уважением Леденёв С.А. (saled)
10 комментариев