Казахстан. Змееголов. Охота на рыбалке или погоня за «чудищем»

Мой товарищ по морским рыбалкам Виталий (aka Ихтиандр) давно приглашал посетить Казахстан и половить существо под названием змееголов. Вообще, конечно, это рыба. Но, на мой взгляд, не похожа она на рыбу ни внешним видом, ни поведением, ни, как оказалось, процессом ловли...  Итак, после долгих переговоров о сроках, месте и команде – четверо рыболовов-москвичей 11 июня выдвинулись в Алма-Ату (или как теперь говорят Алматы). Мы — это я, мой отец Сергей Николаевич, Иван и Александр. Конечная цель нашего путешествия – база под названием «У Эвальда» в дельте реки Или, что впадает в озеро Балхаш. Кстати, уже в Казахстане выяснилось, что там очень распространены такие названия: магазин «У Кати», кафе «У Даны» и т.д.

Приключения в поездке начались сразу в Шереметьево. «Дружелюбная» сотрудница Аэрофлота на регистрации сначала хотела содрать за тубус как за негабарит. Но я заранее позвонил в Аэрофлот и предусмотрительно зарегистрировал провоз негабаритного рыболовного снаряжения как основного багажа. Тетя аж линейку достала и долго перемеряла тубус — но пришлось пропустить. За это она не простила нам ни грамма перевеса в чемоданах, при условии того, что мы доплачивали за тубус, как за отдельное место, который весил всего 9 кг, при разрешенных 23 кг. Но мы тоже не лыком шиты – время было, а тубус у меня большой. Кое-что переложили в тубус, что-то в ручную кладь, которую она нас тоже заставила взвесить, но, в общем, лишнего она с нас так и не получила, кроме положенных 50 евро за одно дополнительное место.

На прилете нас тоже ожидал «сюрприз» в виде очереди на паспортном контроле в 2,5 часа. И это при условии, что рейс прибыл в 4:40 утра. Кондиционеров нет, жарко, душно, попить и прочее негде, в общем, «welcome» …

Прорвавшись, наконец, через «гостеприимных» казахских погранцов, разыскали свой, уже давно снятый с транспортеров, багаж и были приятно удивлены встречей принимающей стороны. Дело в том, что Виталий прилетал только в 12 дня и мы думали как нам его ждать – искать камеру хранения, ловить такси, разведывать достопримечательности… А тут ребята подхватили наши чемоданчики, упаковали в авто, рассказали что ехать в горы и любоваться видами не стоит, так как все дороги размыло, отвезли в гостиницу поспать и сами встретили Виталия в аэропорту.

Теперь вся команда в сборе и мы выдвигаемся на Балхаш, а путь нам еще предстоит не близкий. Сначала едем по «трассе» Алма-Ата – Караганда, хотя назвать эту дорожку трассой можно только с гигантской натяжкой – обычная плохонькая однополоска. Часа через 2,5 мы очень неплохо обедаем в придорожном, с позволения сказать кафе: степь, мухи гурьбой, туалета по сути нет, воды в кране почти тоже, но зато сытно, вкусно и с пивом всего рублей за 400 на человека. Тут мы сворачиваем с «трассы» и приключения продолжаются. Асфальт на дороге еще есть, но вот голову на подголовник уже не положишь – сильно подпрыгивает. Еще часа через 3 путешествие переходит в настоящее степное сафари – сворачиваем с асфальта и пыль взлетает до небес. По дороге, которая, по сути, является направлением, в нас чуть не врезается местный джигит на «Ниве». Ну чо тут скажешь – и степь широка, и людей почти нет, но вот долб@#$ всегда найдется… Еще час и мы пересаживаемся на катер. Еще 40 минут и мы на базе.

На базе все без лишнего выпендрежа, но очень по уму: комнаты с кондерами, еда домашняя до отвала, лодки плоскодонки (волн в протоках нет, а ловить очень удобно – хоть стоя, хоть кресло ставь), егеря в теме. Придраться и кое-что улучшить, конечно, всегда можно, но девиз фирмы «клиент должен быть доволен» работает. К слову, хозяин нас даже не стал «наказывать» рублем за прибытие впятером, вместо запланированных вшестером. Заселяемся, ужинаем, собираем спиннинги и заваливаемся спать.

Понедельник – день тяжелый. Но не всегда.

Утром в 6:30 завтрак, в 7:00 рассаживаемся по лодкам и в путь. На базе все по расписанию. Обед в 13:00, рыбалка после обеда в 15:30, ужин в 21:00. Можно взять сухпай с собой и на обед не приезжать.

Я сразу обозначаю гиду приоритет – нас интересует змей (на местном жаргоне «змей-башка»), а все остальное только в качестве дополнения. Сейчас середина июня и активность змея еще не пиковая – он продолжает охранять потомство, да и вода еще не прогрелась до июльских температур. По данным с форумов, у меня было понимание, что по утрам змей пока не активен, и начнет расклевываться только ближе к обеду. Егерь говорит, что это не совсем так, поэтому решаем сразу идти на змеевые места. Там же есть возможность попробовать соблазнить местного красноперого жереха, если змей, закапризничает.

Путь оказался «интересный» – с основного русла егерь буквально вогнал лодку в тростник, и нам пришлось продираться вот по таким протокам:

Минут 20 приключений и мы на месте. Мелководный разлив, заросший подводной травой, местами образующей островки, с еле выраженным течением.

– Что тут? Змей?

– Нет. Жереха попробуйте.

– Как? Тут? Жерех?

– Ну да…

Делать нечего. Рвем шаблон, цепляем маленькие колебалки (у меня Trophy, у отца кастмастер) и пытаемся водить их над травой. Почти сразу получаем поклевки или провожания блесны. Рыба есть. Первой удача улыбается бате и красноперый жерехан позирует перед камерой:

Так, начало положено. Я продолжаю водить свою трофи, хотя на кастмастер с красной полосой жерех определенно реагирует лучше: поклевки, выходы, провожания… Но вот и мой спин загибается дугой. Ура! Тащу рыбу. Тааак… Но что то это не совсем жерех… Ба, да это же змееголов. Еще чуть-чуть, подвожу рыбу к лодке, и моя первая казахстанская рыба оказывается одновременно и первым змееголовом:

Отлично. И красноперый ловится, и по змею уже отметились. Похоже, егерь был более чем прав – змей активен и мы бросаем жереха, перемещаясь в небольшую протоку. Начинаем плотно утюжить чисто змеевые места. Трава еще не выросла до летних уровней и свободной воды довольно много, поэтому я пробую спиннербэйты. Ловлю еще одного небольшого змееныша:

Супер. Первое утро в новом месте. Тишина. Красота. Змееголов, за которым, собственно, и ехали в такую даль – ловится. А быстро набирающее силу солнышко растворяет последние сомнения в успехе нашего мероприятия. Мы, тем временем,  продолжаем прочесывать подводные заросли. Очередная поклевка и в лодке позирует уже вполне приличный экземпляр:

Выходим из протоки на более отрытые места – и тут уже папа добывает парочку змеев. Малыша сразу отпускаем, а тот, что покрупнее удостаивается фотосессии:

Видим плюхи на мелководье и плывем туда – обширная заводь перед тростником покрыта плотным ковром травы. Пробуем лягушек и прочие поверхностные незацепляйки. Есть несколько «чавков», но нормальных поклевок нет. И тут удача улыбается гиду – хороший змей, сожрав его лягушку, вылетает с серией свечек. Не смотря на грамотные и молниеносные действия гида, змей так отчаянно трясет открытой пастью, что на пол пути лягушка вылетает, а трофей скрывается в пучине травы. Дальнейшие попытки успеха не приносят, и мы едем обедать, опять продираясь сквозь заросли тростника:

На базе делимся впечатлениями – Саша и Иван оторвались по судачку, а Виталий завалил сома на ультролайт. Он выследил миграцию саранчи, за что и был вознагражден трофеем:

Понятно, что по местным меркам соменок маленький, но поймать такого на микро-кроулера под саранчу и лайтовую снасть… У меня бы адреналин зашкаливал…

Кстати, о саранче. Вот так выглядит ее нашествие на тростниковые заросли:

Так как саранча еще не выросла и не могла летать, ей приходилось переправляться по воде, а мы могли лицезреть следующие картины:

После ее пиршества, густой зеленый тростник превращался в останки сухих желтых стебельков…

Ну а мы, после короткого послеобеденного отдыха, двигаем снова в бой. На этот раз Саша с Александром ловят волну и отрываются по змею:

Случаются и дуплеты:

У Виталия тоже змей поклевывает:

У нас после обеда только один змей:

И один красноперый:

Почему-то после обеда змей не хотел «доедать» наши приманки. Выходы, чавки, плюхи были, а вот контакта с приманкой – нет…Что-то мы, видимо, не так делали. Очень заинтриговал whopper plopper от river2sea:

Два первых заброса по уже пробитым спиннербейтами местам и два выхода змея. Причем, это были разные экземпляры. Уже было подумал – вот она «золотая мормышка», но потом опять тишина. Похоже, приманка оказалась крупновата – у меня был 130 размер. Прямо накануне поездки видел в магазине ее младшую версию, но решил, что и так уже снастей перебор и не взял. А зря. Чувствую, реально была бы бомба, так как и в последующие дни змей часто реагировал на этот пропбейт, но до поклевок очень редко доходило. Хотя одного или двух на него все-таки уговорили.

Вечером ужин на базе, разговоры о прошедшей рыбалке и планы на следующий день.
 Вторник

С утра идем на вчерашние места. Змей поклевывает, но не ахти. Вымучиваем до обеда четырех штук и возвращаемся на базу.

У этого змееголова, выражение лица напоминает удава из мультика «38 попугаев»:

Спиннербэйты работают:

Обедаем… Думаем… Нужно что-то менять…

Егерю передаются наши тревоги, и он везет нас на новые места. И опять после обеда у нас рыбалка не клеится. И места интересные, и глазами видели большого змееголова, и несколько выходов/поклевок… Но нет, не хочет он нормально клевать и все тут! Только пара жерешков под вечер чуть скрасили невеселую картину:

Плывем назад наслаждаясь шикарными видами:

Среда

Александр и Иван решают попытать счастья на «дальнем кордоне» © «Национальные особенности» и, взяв с собой сухпай, до вечера уходят на воду.

Мы выдвигаемся на проверенные места поблизости и исследуем их более плотно. Оказывается, они еще таят в себе много сюрпризов. И разливы, за стеной плотного тростника, куда можно протиснуться по еле заметному коридорчику, и ямы до четырех метров в протоке, практически заросшей травой и так далее. Кстати, как раз на краю такой ямы у меня ловится, как потом оказалось, третий (по весу) результат нашей лодки. Рыба атакует спиннербэйт на выбросе на краю ямы, но не засекается. Пару раз долбит на проводке и уже недалеко от лодки, практически у нас на виду, не выдерживает и на очередной «ступеньке» с размаху проглатывает приманку. Недолгая борьба и змей на 3,7 кило позирует во всей своей красе:

Супер. Настроение отличное и мы продолжаем:

А вокруг красота – кучи пернатых плавают и летают по своим делам. Чаще всего нам попадались пеликаны (местное прозвище «боинг»):

Бакланы:

А так же цапли (на местном – «французы», из-за пристрастия к лягушкам). Которые, как и стаи лебедей, почему-то, к сожалению, не попали на наши камеры…

Вообще, в этот день змей был довольно активен, и нам удалось поднять в лодку 11 штук. Большинство рыб мы уже не фотографировали и лишь некоторые удостаивались такого внимания. Например, вот этот красавец:

был пойман на маленький темно-красный пятиграммовый спиннербэйт от Booyah. А для засады выбрал себе вот такие вот заросли:

А тем временем, полчища саранчи, продолжая свое нашествие, добрались и до нашей протоки, по которой мы каждый день продирались к змеевым местам. И теперь, после прохождения через нее в лодках появлялись толпы «бесплатных пассажиров»:

К вечеру все собираются на базе. Подтягиваются и Александр с Иваном. На дальних местах ситуация оказалась не сахар. Змей был не активен, зато ребятам на джиг попался сомик и заставил поработать на вываживании:

Четверг

Пока мы осваивали ловлю змееголова, Виталий, имеющий солидный опыт по этой рыбе, вместе со своим гидом продолжали эксперименты по ловле подводных обитателей, которые выходили полакомиться переправляющейся через реку саранчой. Обычно жертвами становились жерехи и сазаны:

Сегодня мы тоже решаем попытать счастья в такой рыбалке и, прихватив лайты и бомбарды, отправляемся на поиски саранчовых переправ. Но не тут-то было. Небо заволокло облаками, похолодало, и саранча не стремится продолжать купальный сезон. Раз уж не пошли на змеевые места, остаемся ждать солнышка, попутно развлекаясь ловлей других рыб. Жерех бьет, и мы беремся за колебло с вертушками. Егерь настраивает донку с кукурузой на сазана. Мюрановская вертушка оказывается очень к месту и папа тут же начинает выводить одного жереха за другим. Кстати, здесь они ловились обычные, а не красноперые:

Я немного экспериментирую, и опять жереховое колебло посреди довольно бурного течения у меня съедает змееголов:

А наш егерь, тем временем, потаскивает сазанчиков:

Переход на лайтовые приманки, вместо активизации клева жереха, выдает присутствие большого количества активной воблы:

Таким образом, я разлавливаю новый форелевый спиннербэйт, а 35й ридж вобла просто не пропускает…

Солнышко, к сожалению, так и не выглянуло, и мы идем обедать. После обеда погода не меняется, поэтому мы плывем на ближние змеевые места. Вдруг оказывается, что змей то нас тут и ждал. Начинаются активные поклевки и выходы на разные приманки, причем откровенной мелочи почти нет:

Я применяю следующую тактику: сначала пробиваю себилевским сплэшером поверхность, а потом добираю спиннербэейтами. И вот в очередном месте обловив перспективный сектор и тем и другим и не получив ни намека на присутствие змея, переключаюсь на другие направления. Вдруг чуткий слух егеря улавливает характерный звук змея, и как раз там, где я только что уже все прочесал. Опять посылаю туда поппер и начинаю им «вкусно» чавкать. Со второй проводки змей чуть стукает приманку, обозначая свое присутствие. Но хватки нет. Тааак… опять пошла игра в кошки-мышки… Перекидываю место атаки и продолжаю танцы и чваки поппером. Дохожу до границы травы выходящей на поверхность и тут змей не выдерживает. Поппер исчезает с поверхности, микропауза, подсечка и змей вваливает по полной. Фрикцион повизгивает, но я не даю ему зарыться в спасительную пучину травы и вывожу на чистую воду. Когда мы смогли разглядеть эту зверюгу в воде, то егерь предложил не рисковать и брать его подсаком (обычно брал руками в хбшных перчатках, а мелких просто поднимал за шок лидер). Я, видя, что змей хорошо сидит, соглашаюсь и даю ему секунд пятнадцать-двадцать погулять. Подсак собран. Завожу рыбу. Поднимаем. Есть! Трофей на борту. Освобождаем от крючков. Готовимся к фотосессии. Вдруг змей, почуяв свободу, решает дать деру. Из лодки мы его, конечно, не выпустили, и фотосессия в итоге состоялась, но шухеру он навел прилично, а ударом хвоста просто раскрошил дюралевое крепление лежавшего в лодке весьма нехилого подсака. Трофей потянул на 4,6 кг и по итогам всей поездки стал самым большим змееголовом поднятым всей нашей компанией:

Вот то, что осталось от егерского подсачека, в котором побывало немало рыбы намного крупнее этого змееголова:

Такие сюрпризы подкидывает эта рыба…

В итоге, за вечер мы подняли 9 змеев в лодку, и это была самая насыщенная часть нашей рыбалки.
 Пятница

Заключительный день рыбалки и егерь решается отвезти нас за змеем подальше на «секретную делянку». Место и впрямь неплохое — большой разлив с правильной травой, прямиком впадающий в один из рукавов реки. Змей сразу себя показал, и плюхающая как поппер лягушка diver frog 60 от river2sea, разловленная накануне вечером, приносит вот такого четырехкилограммового красавца:

С того же места на туже лягушку, я быстро поднимаю еще одного поменьше:

Та самая лягушка:

А вокруг все плюхает и булькает от змееголовов. Ориентируясь на самые большие плюхи, меняем место. Тут проходят только лягушки, но змей на них никак не реагирует. Смещаемся в сторону более открытой воды. Змей не перестает себя проявлять, атаки продолжаются, но на лягушку я уже не могу получить нормальную поклевку. Включается спиннербейт у папы и еще парочка небольших змеев поднимаются в лодку. Очередная смена мест, еще несколько вялых плюхов, еще один маленький змееныш на спиннербэйт, и огромное пространство, которое час-два назад просто ходило ходуном от змееголовов замирает стреклянной гладью с островками травы… Если бы мы не видели что тут творилось, можно было бы подумать, что змея тут нет и никогда не было. После обеда мы вернулись сюда тремя лодками, но так и не увидели ни змея, ни плюхов. На обратной дороге Виталий заскочил на старые места и парочку штук уговорил. Таким образом, получается, что змей не вообще перестал есть, но вот в этом конкретном месте клев, почему то «выключило» на весь день.

Вообще, поведение змея меняется как у ветреной голливудской красавицы. То он послушно висит в руках – и приманку достанешь, и фотки сделаешь. То вдруг начинает биться в неописуемых конвульсиях – разметая все, что попадается на пути в лодке. Это, кстати, очень весомый аргумент оснащать приманки одинарными крючками, а еще лучше безбородыми. На порядок упрощается и извлечение приманки, как и ее проходимость по траве. Ну а ловля змееголова это вообще нечто, не подающееся описанию. То он уверенно хватает жереховые блесны с поверхности на русле реки. А то может изводить троих рыболовов в лодке, плавая в пяти метрах от нее и играя с каждой из трех приманок, по очереди попадающих в его поле зрения. В такие моменты адреналин просто брызжет, а эта зараза продолжает плавать кругами вокруг попперов или пощипывать лягушек за лапки, а спиннербэйты за юбки…

Но делать нечего, а дело к вечеру. Змей ушел в полный отказ, и мы потихоньку двигаем на базу, останавливаясь по дороге поджиговать судачка. Ловим пару малышей на прощание и завершаем рыбалку.

На базе все идет своим чередом – рыбаки возвращаются, персонал суетится по делам, а ласточки кормят своих птенцов, прямо у входа в столовую:

Ну а нам пора собираться домой…

В 6 утра грузимся на катер, прощаемся с гостеприимным персоналом базы, отчаливаем. Выехав на просторы Балхаша, попадаем в небольшую болтанку, но успешно, хоть и слегка освеженные водичкой, добираемся до машин. Перегружаемся. Час оффроуда, два с лишним часа до кафе, перекус, еще пару часов дороги и где-то к двум часам дня мы в аэропорту Алма-Аты. Прощаемся с Виталием (его рейс на следующий день) и нашими водителями. Чекин, паспортный контроль, по пиву за отлет, самолет, Москва, такси, дом.

А тем временем, в голове не перестают проноситься дороги, теряющиеся в бескрайних степях:

И волшебные закаты Балхаша:

До новых встреч, гостеприимный Казахстан.

PS:

По снастям. Я ловил на два спиннинга: Sakura 6,6 ft 14-70 гр. и Banax Mega 9 ft 15-55 гр. Длинный лучше кидает, коротким удобнее дергать, что, как бы, не новость. Поэтому, ИМХО, оба варианта имеют право на жизнь: покороче – основной, для всяких лягушек, попперов, волкеров. Подлиннее – дополнительный, для парусящих спиннербейтов, бросить против ветра, добить до выхода рыбы не снимаясь с якоря и т.д. Мощности хватало у обоих, но и лишней особо не было. Катушка Shimano Stella 6000, плетня Varivas #2.5, шок 30-40 либров. Сразу скажу, что снастями (кроме приманок) специально под змея я не заморачивался и просто взял то, что было дома. Катушку можно и поменьше. Кстати, бате я отдал свою Shimano 4000 PG SW, думаю, она в самый раз. Возможно, нужен комплект полегче для капризного змея с маленькими лягушками и мелковоблерами, но у нас до этого не дошло. Опять же, нужно учитывать, что мы ловили в относительно не сильно заросших местах. Если змеи будут крупнее и/или травы больше, возможно и снасти понадобятся мощнее. Хотя у сакуры мощность по плетне 30 lb, а у банакса 25. Как бы, куда уж больше. Все-таки не на море ловим…

По приманкам. Опять же повторюсь, что пишу именно для тех условий, в которых ловили мы. Другой сезон (трава подрастет) или другой водоем и все может сильно поменяться.

•Попперы. Это must have. Очень понравился Sebile Splasher 24 гр. Не только булькает, но и издает правильный звук, что по змею, как мне показалось, даже важнее. Ребята успешно ловили на Killer Pop от Sert, но с моей застежкой он тонул. С ним, зато, работала глиссерная проводка. ИМХО, обязательная замена крючков на одинарники.

•Лягушки. Тоже must have.

• Из стандартных, мне больше всего понравился вариант от Daiwa. Летает, допускает разные варианты проводок от бульканья до равномерной, и сделан добротно – на свою лягуху я достал с десяток змеев и от некоторых ей изрядно доставалось, но кроме поверхностных царапин пока ничего. Никакого тюнинга ей не делал, воду не набирает, не тонет, при нажатии воздух выходит, крючки хорошие, в воде попа притоплена, а голова наверху. Вроде, все как положено. Ежели еще чего надо от такой приманки, то я этого пока не знаю.

• Про творение от river2sea уже писал. Добавлю, что открыл ее для себя только под конец рыбалки, но не мог нарадоваться. Практически не цепляется, а булькает (по звуку) не хуже себилевского сплэшера. Тело пластиковое, запасные лапы есть в комплекте, но несколько змеев и родным пока ничего не сделали.

•Хорватские яйца. Кидал. Выходы были, но практически не использовал. Выводы не делал бы.

•Спиннербэйты. Must have без вопросов. Я пользовался разными, но в основном от Booyah в размере от 5 до 28 грамм. ИМХО, все имеют право на жизнь. То нужно в 10 метрах от лодки аккуратно провести почти по поверхности. А то наоборот – зашвырнуть подальше или утопить метра на три. Расцветки и формы работали все: белые, серые, кислота, черно-красные, ивы, колорады, 1-2-4 лепестка… Два момента по «буянам»:

oнужно фиксировать застежку, чтобы не вылетала из загиба;

oдовольно быстро ломается проволока в месте крепления свинцовой головки.

Так как ранее на спиннербэйты такого размера практически не ловил, не могу сказать про надежность проволоки у других фирм.

•Кренки. Пробовал. Поклевки были. Одного тащил, но использовал очень мало. Выводы не делал бы.

•Силикон. По идее должен работать для долавливания, но практически не пользовал ничего кроме себиля. Этот работает:

Думаю, что найдется еще немало приманок, которые проявят себя в такой рыбалке, но мой опыт на этом, к сожалению, исчерпан...

4 комментария

комментарий был удален
avatar
Спасибо Володя за как всегда интересный расказ и красивые фотки! Зачитаешься и не на смотришься!
Рад, что понравилось!
ОБАЛДЕТЬ!!! СУПЕР!!!
ММОЛОДЦЫ!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.