Северный Эдем

Конец июля 2019 года, я прилетел в Туруханск к другу, отдохнуть от мирской суеты, открыть для себя что то новое, порыбачить на благородных северных рыб в божественных пейзажах горных рек, провести время с самым позитивным человеком которого мне довелось знать с моим другом Павлом. Да и просто посидеть у костра на берегу реки, послушать как трещат дрова, поглядеть как угли меняют оттенки красного, попить водки, легко и не принужденно, никуда не спеша, поговорить о том о сем в компании серьезных мужиков в белых ночах северного лета.

Настроение крайне позитивное, энергии хоть отбавляй, но впереди еще дорога, аэропорты, а так хочется скорее прыгнуть в лодку и вдыхать дикий северный ветер, вдыхать полной грудью настоящий ветер свободы. И вот уже все закрутилось и понеслось, под ногами северная земля,  сборы и заправка аэролодки, выезд на устье Угрюм реки (Нижней Тунгуски), спуск лодки на воду и полный вперед по Енисею к заветной цели.

Лето 2019 года запомниться лесными пожарами, тайга горела на всей территории Красноярского края от севера до юга, не исключением стал и Туруханский район, воздух пропитан запахом гари, ветра нет и нет дождей, все пейзажи покрыты пеленой дыма. Но наши планы это не меняет, приняли как должное и отправляемся на рыбалку,  Павел открыл дроссельную заслонку аэролодки до конца, и мы полетели… В лодке четверо мужиков все весом 100 + и один подросток, внук друга детства Павла, около полу тонны бензина, палатки, тенты, стулья, столы, еда, водка, пиво, квас и еще много чего нужного и полезного для комфортного и правильного отдыха на природе. Аэролодка «Север фантом 650» настоящий пикап для рыбаков и охотников который доставит в любое время года практически в любое место его счастливого обладателя. Я ходил под винтом там где это возможно, ходил на «Казанке» с тоннелям, ходил и на водомете по горным рекам Сибири, ходил даже на деревянной плоскодонке «Струйке», но есть такие места где всем им делать нечего, там стихия аэролодки, а с учетом её грузоподъемности она просто вызывает восторг и уважение, поверьте я знаю о чем говорю, я все это понял в сравнении, на сегодняшний день для меня это самое универсальное плавучее средство.

Пройдя несколько десятков километров у нас начали падать обороты равно как и мощность, топливный фильтр забило водой, поменяли и поехали дальше. Откуда вода вы спросите, да все просто, топливо на Север завозят баржами летом в период навигации, это металлические 200 литровые бочки, из них и заправляются весь год до следующего привоза, зимой стоят лютые морозы и из за резкого перепада температур в бочках образуется конденсат, что и стало причиной появления воды у нас в баке. Северяне об этом знают, поэтому это их не удивляет, все поправимо как в нашем случае, поставили новый фильтр со старого слили воду и просушили для предстоящей замены. Ночью добрались до нужной точки и встали лагерем на живописной косе, место проверенное годами, продувное на семи ветрах, что бы не беспокоили кровососы, в общем все по плану наливай да пей ))), так и сделали, дошли до песен…

Утром перед рыбалкой поехали забрать заранее привезенный и спрятанный на острове бензин, теперь мы ничем не ограничены и можем кататься и рыбачить сколько душе угодно. Первый заезд со спиннингами сделали не далеко от лагеря, в устье не большой речки,  кидали вертушки тип лепестка «комета» от третьего до пятого номера, особых успехов не было с десяток хариусов на троих за пару часов, да куча язей их за рыбу на севере и не считают. Так же я рыбачил на мини цикады собственного изготовления «СТМ» с мега цикад кода то началось моё увлечение изготовлением hand made собственных приманок, я не делал их уже более шести лет, в этом году собираясь на север решил вспомнить про истоки, и изготовить мини цикады уменьшив лекала моих мега цикад «Сrazy iron» для ловли хариуса и ленка, правда делать мелочевку довольно кропотливо и муторно. В итоге все удалось приманки работают, в тех местах где поглубже просто огонь, рыбу ловят, хариус от 40 см. ленка не поймал увы.

Вернувшись в лагерь толи на обед толи на ужин решили поставить донки на сига, Паша заранее приготовил дождевых червей, провел мастер класс по ловле на подобную снасть, все просто и наглядно объяснил, леска на конце грузило, выше несколько поводков с крючками и самое главное наживка большой целый дождевой червь, уж больно нравиться сигу большие жирные черви, засасывая его целиком он невольно оказывается на крючке. Крайний конец лески привязан к колышку и воткнут в грунт у береговой линии, на леску подвешивается палочка она же сигнализатор поклевки, вместо палочки местные еще используют консервную банку, сиг после поимки начинает дергать снасть сигнализатор падает и рыболов бежит вытаскивать северный деликатес. Вот и весь процесс, все просто и крайне эффективно, главное знать любимые места сига, в основном это мелкий галечник на плесе, размеры рыбы от 40 до 50 см. жирные, толстые и сильные на вываживание бойцы. В перерывах между поклевками команда рыбаков регулярно посещала столовую рядом с местом лова и обсуждала на стопочкой водочки пол и размер червя на которого лучше брала рыба ))). Вдоволь наловившись и набегавшись по берегу мы отправили самого юного рыбака на дежурство, задача следить за донками, да и не к чему ему в столь юном возрасте греть уши и считать тосты за отцом и дедом.

Утром я проснулся рано, выспался на свежем воздухе, вокруг тишина, слышу в большом шатре кто то ходит, а это Павел готовит нам завтрак, жарит на сковороде сига, запах стоит божественный и разноситься ветром вниз по течению реки. Взяв фотоаппарат я направился снимать лагерь и окрестные пейзажи, вот только дым от лесных пожаров не давал сделать идеальные фото, ну тем не менее и то что вышло это память на всю жизнь для меня и моих друзей. На запах жареной рыбы стали выходить из палатки по старшинству наши товарищи ))). Утреннее застолье резко улучшило у всех настроение, вдоволь наевшись свежей жареной рыбы и салатом из овощей я по совету Паши взял спиннинг и пошел вдоль берега кидать маленькие вертушки и ведь не зря, где вчера ловили на донки сига я сегодня его ловлю на ультралайт, палочка в дугу, шнур звенит как гитарная струна, ощущения не передашь словами, эмоции через край, вот он истинный кайф от рыбалки в северном эдеме. Время летит не заметно я вернулся в лагерь к обеду с приличным количеством пойманного сига, получил от ребят респект и штрафные стопки за отрыв от коллектива )))  Настроение на подъеме, шутки да байки, да мы в тумане от тлеющих спиралей от комаров. Ближе к вечеру по просьбе гостей мы вернулись к рыбалке на донки. Но градус хорошего настроения добавил веры в себя и снизил порог самосохранения в результате чего при забросе снасти Валера поймал крючком себя, загнав его от всей души в указательный палец правой руки… Вот и снова мое медицинское образование и опыт в подобных случаях пригодился, достав аптечку я сделал уколы с анестетиком и провел раненому операцию по удалению крючка под аплодисменты зрителей, после пострадавшего отстранили от рыбалки и наказали большим количеством жидкого обезболивающего пероральным приемом ))) для профилактики заражения. Вот и второй день пролетел как один миг и мы разошлись храпеть по палаткам.

Проснувшись утром командир корабля объявил о походе на дальний кордон, на секретную речку где рыба везде, оставив в лагере самого старшего туриста мы выдвинулись на всех парах вверх по реке, делая остановки на фартовых точках. Тайга по берегам реки на десятки километров была выжжена лесными пожарами, жуткое зрелище поражающее своими масштабами. Между тем мы добрались до нужного места и пошли на экскурсию в зимовье знакомых Павла, осмотрев что все в порядке вернулись в лодку и начали побьем вверх по горной речке. Красота чумовая, пейзажи сказочные, плеса реки заросшие белокопытником сменялись каменистыми грядами из валунов, поднявшись до слияния двух речек встали на косу и начали жадно рыбачить, не в смысле хапать рыбу, а в смысле находясь под кайфом и упоением от процесса лова, хотелось наловиться вдоволь, поймать самого крупного хариуса и оставить память о нем на фото. Ловля хариуса на лайт спиннинг вертушками и мини цикадами это просто фантастика, это не передашь словами, это то что руки помнят до сих пор, красивая и сильная рыба выросшая в ледяных хрустальных водах северных рек это достойный соперник, он и скачет по поверхности реки на хвосте, и прыгает свечки до полутора метров и сматывает шпулю на три счета, в руке не возможно удержать разжимает пальцы, это ли ни рай рыбака? А ведь это именно он. Пролетел очередной день, к вечеру мы спустились в лагерь где нас ждал Николай и приготовил уху по своему фирменному рецепту, уставшие, счастливые и полные эмоций мы сели ужинать и рассказывать ему про сегодняшнее путешествие.

Ночью прошел небольшой дождик, и в таежном воздухе появилась свежесть и ароматы лета, ветер унес дым от лесных пожаров и все вокруг заиграло другими яркими красками. Настроение отличное, погода отличная, выставили снова донки на сига, Павел поднял нас вверх по реке на рыбалку и обещал после обеда забрать обратно, а сам вернулся к Николаю помогать в проверять на донки. Мы разделились по разные стороны реки Валера с сыном на правый а я на левый, так и начали потихоньку спускаться в сторону лагеря. У меня тут же произошла поклевка, что то достойное, к сожалению не видел что, только фантазия представляла трофей как тайменя, но об этом я так и не узнал, резко и тяжело он натянул шнур, дзынь и нет не рыбы не вертушки (((. Из приличных слов на ум ничего не пришло, вспомнил друга Милли и его сукаблядь!!! Долго я еще стоял и смотрел на воду как она облизывает камни переката моего фиаско. Наладил снасть и пошел вниз продолжая один за одним делать забросы в чудо реку. Под ручьем наткнулся на стаю крупных язей, тягал их около часа, надоело это безобразие, смотал спиннинг и пошел дальше, стало припекать, начал раздеваться, захотелось в лагерь выпить холодного пива и поделиться горем от упущенной возможности отличиться. Тут слышу шум винтов, это Паша едет за нами, он почувствовал мое желание и привез солодовый напиток с собой ))) Настроение резко улучшилось, забрав ребят мы вернулись в лагерь. Солнце припекало, стало совсем жарко и вся голожопая компания радостно купалась и плескалась в реке, омывая себя её водами. Погода к вечеру начала резко портиться и мы решили завтра вернуться в Туруханск, заморозить пойманную рыбу, отдохнуть от отдыха, принять душ и побрить щетину. Так и сделали…

Ночью прошел дождь, намочив палатки и шатер нашей столовой, его решили не сушить, а сделать это по приезду в Туруханск, свернули лагерь как есть и погрузили в лодку. Пошли вниз по красавице реке мысленно говоря её спасибо за сказочный рай за её щедрость и гостеприимность. Вышли в Енисей, видимость отличная и можно любоваться пейзажами суровой северной природы. Настроение на пять баллов ведь впереди еще одна поездка уже в другое место на другую речку, но об этом позже. Добрались обратно без осложнений, нас встретил Пашин пасынок Славка, вытащили аэролодку и мы через магазин поехали к дому. Переборка вещей, сушка палаток и тентов, смена топливных фильтров, даже вскрыли бензобак что бы избавиться окончательно в нем от воды, после заправили под завязку баки и выдохнули…. Все готово к новой поездке, за делами так и день пролетел, решили завтра отдохнуть и выспаться, а послезавтра с утра в новый поход. День отдыха запомнился жарой, мошкой и холодным пивом ))).

Я встал рано, взбодрился в душе, хозяин на кухне готовил яичницу, гости крепко спали и храпели на весь дом, этот рыболовный сезон мне особенно запомниться храпящими напарниками ))). Завтрак был готов и гостям сыграли падём, быстро собрались, спустили лодку и двинулись новым курсом на новое место, началась вторая часть нашего северного турне. Несколько пятилеток подряд Павел сопровождал группы рыбаков-туристов из всей страны по просторам севера, как летом так и зимой он организовывал для них рыболовные туры, он знает весе злачные места Туруханского района, знает время для лучшего отдыха, знает что где и когда ловить, но со временем он начал уставать от такой казалось бы интересной работы, а именно уставать от людей, поэтому он перестал этим заниматься, отдав предпочтения проводить время на рыбалке со своей маленькой компаний, где душевно и комфортно от общения друг с другом, и я рад что стал её частью.
Идем опять по Енисею, наконец то дошли до нужной речки, устье болотистое и сплошь заросшее тальником, я сначала был удивлен, откуда в болоте хариус, и даже уточнил у Паши а туда ли мы приехали, но увидев его хитрую улыбку понял что задал глупый вопрос. Пройдя вверх километров двадцать, река из равнинной резко превратилась в горное ущелье, чудеса природы да и только. Вокруг извините ахуенная красота, в этом состоянии я смотрел по сторонам находясь в шоке от этих божественных пейзажей, от кристально чистой воды через которую было видно стайки хариусов. Так в легком шоке я и ехал пока не прибыли в нужную точку с которой начнется сплав обратно вниз по речке.

Поднятием тоста обратились к северным богам с просьбой дать нам поймать их трофеи, а руки уже чешутся, хочется кидать и ловить, кидать и ловить…. Первый заброс и первый хариус, да как вы такие огромные вырастаете, что хватаете вертушки до пятого номера. Команда сидя в лодке с берега наблюдала как у них на глазах я ловил северные трофеи и всячески меня поддерживала, регулярно подзывая для принятия допинга. Через некоторое время все дружно влились в процесс рыбалки, восторженными крепкими словами нарушая тишину окружающей природы. На солнечной стороне видно спины рыб, но самые крупные прячутся в тени и оттуда делают резкие и мощные атаки на приманки, все у тебя на глазах, это незабываемые эмоции и ощущения, это дорогого стоит во всех смыслах. Идем пешком вниз, проходим плес за плесом, перекат за перекатом, берега чистые и ровные ходить одно удовольствие, Паша регулярно нас догоняет на лодке, разгружает наши садки и уходит вперед, мы все в процессе и азарте, вейдерсы дают возможность ходить по реке с берега на берег, выбирая интересные места, так пол дня и пролетело, пришло время обеда, выбрали живописную галечную косу и встали на привал.  Обработали пойманную рыбу, посолили и убрали в чан, пообедали и продолжили рыбалку. Интересный момент что хариус лучше всего, в разы лучше реагировал на вертушки с фиолетовыми оттенками лепестков, кидаем в одно и то же место разные по цвету вертушки а ловиться только на фиолетовую, вот такое в этот день было у него настроение, у нас синее а у него фиолетовое ))).

Рыбы наловились вдоволь, за день закрыв лимит по купленным путевкам, на часах уже ночь, но тут ночи нет, она белая, это же Север, подумали и решили не заморачиваться с постановкой лагеря а потихоньку возвращаться домой, так и сделали, смотали удочки и покатились вниз в белой ночи по еще одной чудо речке, уставшие и довольные как слоны после купания.

Тут и сказочке конец…Ваш Слава Дивногорский !!!

8 комментариев

avatar
Слава спасибко настроение поднял! Красата да и только!
Писал легко и с удовольствием, поскольку была отличная рыбалка в компании позитивных товарищей.
Интересно где зимует рыба на таких речках? Не промерзают что ли? Славка хорьки зачет ваще!
avatar
Там же на речке и зимуют, на зимовальных ямах, стоят как в консервной банке, их и зимой ловят из подольда.
Все же ямы есть… Ок! А вот вы так спокойно там по берегам ходите… вопрос а как мишки? Или не их места?
Мишек там полно, аэролодка их своим шумом винтов распугивает, к тому же мы ходили толпой и громко разговаривали между собой, плюс на всякий случай у меня в кармане вейдерсов лежал всегда перцовый газовый баллон. Ну а так то конечно не комфортно себя чувствуешь в глухой тайге на берегу. В лагере всегда горел костер тоже на всякий случай, особенно жгли перед сном.
avatar
Они у вас в поселки заходят))) Ну ваще это такое смутное ощущение когда вот плес на нем следы, а ты буквально в ста шагах под отвесным берегом стоишь и твою голову почесать с него можно. Я когда один рыбачил, в основном на шесте ходил… тихо! Пару раз в лесу за спиной хруст раздавался так скажу не спокойнобыло. Кроме ножа и шеста ничего.
В конце лета ближе к осени медведь сытый и спокойный, ты ему не нужен если только нос к носу не столкнуться, или на медведицу с медвеженком напороться, то тогда беда.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.